1. Проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием Могут включать: - Непонимание, отсутствие интереса или неадекватная реакция на вербальные или невербальные социальные коммуникации других людей - Проблемы с использованием невербалики (глазного контакта, мимики, жестов, языка тела) - Проблемы в понимании социального контекста - Сложности в создании и поддержании дружеских отношений и т.д. (см. критерии ICD-11 и DSM-5)
2. Ограниченные и негибкие модели поведения, особенности интересов, сенсорики, моторики Могут включать: - Сильная потребность в рутине, строгая приверженность правилам, трудность в адаптации к новому опыту - Повторяющиеся и стереотипные движения (стимминг) - Постоянная озабоченность особыми интересом(-ами), частями предметов или определенными типами стимулов (включая СМИ) или необычно сильная привязанность к определенным объектам - Гипер(гипо-)чувствительность к сенсорным раздражителям или необычный интерес к сенсорным раздражителям (звуки, свет, текстуры, запахи и вкусы, тепло, холод или боль) и т.д. (см. критерии ICD-11 и DSM-5)
Симптомы должны проявляться с детства, хотя при мягких формах или в комфортных средах могут остаться незамеченными до подросткового или взрослого возраста.
Коморбидность: - Часто с СДВГ (РДВГ). Диагнозы СДВГ и РАС перестали быть взаимоисключающими около десятилетия назад, РАСДВГ (AuDHD) пока плохо изучен - (К)ПТСР и тревожное расстройство из-за жизненных сложностей людей с РАС
- Аспергер - не равно омежке, многие имеют друзей и даже норми-партнера. - Аспи не холодные уебаны, просто не совсем понимают, как сохранить общение на высоком уровне. Из-за этого возникают сложности с поддержанием дружбы/отношений. - Не всем аспергерам нравятся числа и математика. Это лишь вариация "специального увлечения". Аспергеры-гуманитарии, скорее всего, даже более распространены, но их увлечения оказываются менее полезными для успешной карьеры и широкой огласки. Большинство специальных увлечений - бесполезная хрень, типа знания всех мельчавших фактов о Наруто. - Многие аспи могут шутить и понимать сарказм. Хотя, есть мнение, что это достигается путем "обучения".
Кстати, об обучении. Многие аспи (не идеально) натягивают маску норми и живут без какого-либо диагноза всю жизнь, знать не зная, что с ними что-то не так. Вернее, они точно знают, что с ними что-то не так, но не могут сказать, что именно. Синдром Аспергера далек от классического аутизма в глазах общественности, поэтому странности большей части таких детей списывают на переходный возраст и застенчивость. А еще девочки мимикрируют под норми гораздо успешнее мальчиков, т.к. комплекс биологических и социальных факторов подталкивает их к общению больше.
В МКБ-11 и DSM-5 Синдром Аспергера является частью Расстройств Аутистического Спектра.
Есть ли какие-нибудь семинальные материалы/книги на тему человеческих взаимоотношений? Хотелось бы с нуля научиться правильно коммуницировать с людьми, знать что они хотят. Выработать те паттерны, которые есть у нормисов из коробки. Кто-нибудь занимался этим?
>>1911326 На почти нулевом. Избегаю социальных ситуаций потому что веду себя нелепо. Могу на вопрос "как дела?" ответить "да...", совершенно неуместно пошутить, неправильно обращаться к людям. Могу начать говорить и не остановиться, забыв что нужно еще спрашивать собеседника о его мнении, даже если оно мне не очень интересно, и т.д. Мне бы какую-нибудь книгу, где было бы написано, что обычно ожидают люди при разных ситуациях. Например при встрече или прощании, просьбе о помощи. Хочется как-то вдолбить себе паттерны, хотя бы даже речевые.
>>1911304 Стань кем-нибудь крутым. Богатым, знаменитым, влиятельным и т.д., чтобы тебе в рот все заглядывали, вне зависимости от того какие у тебя навыки общения. Проще будет.
>>1911329 Не получится ибо в обычном общении тебе надо на автомате за доли секунды отвечать, решать что-то. Ты физически не сможешь сознательно обрабатывать по книге или инструкции. Такое работает только в текстовом формате где у тебя есть время на раздумия. К тому же в общении обычном может быть любой рандом который не будет укладываться в инструкции. А еще играет роль как ты говоришь, с какой высотой, скоростью, темпом. На как дела можешь просто не отвечать КАК У ТЕБЯ ДЕЛА, ты просто начинаешь что-то рассказывать, и так перекидываются. Я вот ранее считал себя аспи по всем признакам, но по факту я думаю это не так. Пример моего общения недавно, девушка с работы едем в лифте, я конечно же молчу (проблема моей зажатости) но она берет инициативу и спрашивает, а тебе зима или лето нравится? И я на автомате генерю ей ответ, НЕ ДУМАЯ но ответ мой исходит из моих предпочтений, жизненного опыта, мне нравится осень больше всего, но зима тоже нравится особенно холодные деньки когда идет снег и он так хрустит приятно, люблю зимой выйти утром особенно и прогуляться. И она потом начинает что-то свое генерить и так пошло поехало, лифт уже доехал, мы еще продолжает говорить пока не доходим до двери резко прерывая разговор. Сможешь ли ты такое сделать?
>>1911428 Я думаю, это не совсем то, что он ищет. Я, не имея за душой ничего, часто сидел в голосовых чатах или сам организовывал их. Так получалось, что благодаря как-то выработанному навыку общения я их очаровывал — туда заходили люди (многие просто послушать), я мог общаться с кем угодно и на какие угодно темы, такие звонки могли растягиваться на часы и часто способствовали образованию контактов — зачастую долгосрочных. Но когда дело заходило дальше, например, касалось уже внешности или социального положения, статуса — всё обрывалось. Этого уже давно нет, потому что люди всё чаще вот так спонтанно организуются, люди тупеют, у них меньше времени и просто звонки уже поблочили.
>>1911430 > Сможешь ли ты такое сделать? А теперь представь что ты родился бы некрасивым и дефектным. Или у тебя работы бы не было. В этом нет твоей заслуги, для твоего проявления силы сложились условия, которые редко возникают, со мной вот ни разу в жизни не заговаривали, значит шанс у меня повторить твой опыт 0.00%. То, что ему нужно для интонации — это декламация стихов и отрывков, чтение вслух, возможно пение для контроля интонации, слушать чужие декламации и повторять. Про общение и то, что ты описал (пин-понг) могут помочь видео Татьяны Поляковой, где она толкует про этикет, то есть писывает рамки, которые позволяют нащупать точку отсчёта. Мне вот взгляд сложно держать. Даже когда хочу громогласно поблагодарить, спросить как зовут, — на практике я опускаю глаза, не выдерживая даже лица и что-то торопливо бормочу. А потом корю себя: мол, тут нужнл было позороваться, поклониться, обнять, сказать это и спросить то, улыбнуться. Ничего не могу с этим поделать.
>>1911430 Ну, возможно, это похоже на изучение иностранных языков. Сначала тебе нужно много времени и мозговых усилий, для того чтобы спродуцировать какую-либо фразу. Задействовать память, вспомнить грамматические правила. А со временем это переходит в более автоматичное умение, и уже на более короткие вопросы ты можешь отвечать очень быстро и без особых затупов.
Насчет ситуации в лифте, в моем случае это был бы довольно неловкий разговор, и рано или поздно я бы не справился с наплывом и заюзал стопкран в виде "Ну.. Да" или "Ну.. не знаю". Вживую очень сложно спорить, в отличие от письменных разговоров. Или бы ответил, что зима, но не смог бы объяснить. Не буду же я городить шизу про то, что холод в принципе лучше жары, потому что холод можно контроллировать, теплее одевшись, а жару - нет, и даже полностью голым летом будет жарко. То есть мне надо было выдумать какое-то нормисное оправдание своего выбора, типа как у тебя, что снег приятно хрустит, а это сложно в моменте.
Ну и я в принципе заимел репутацию странного человека, поэтому люди неохотно заводят со мной смоллтоки. И такая ситуация в лифте вряд ли бы началась.
Вот анон >>1911433 ниже посоветовал Татьяну Полякову про этикет. Спасибо! Я кратко глянул, думаю, что это как раз контент для нормисов, типичные пособия по этикету для тех кто хочет большего. А мне нужно что-то на более базальном уровне, этикет для аутистов кто не освоил даже базовые вещи. Кстати насчет взгляда, я вот вообще лет до 16 не знал что люди смотрят в глаза при разговоре и что это надо делать. Узнал о таком аспекте только из списков признаков аутизма (чуть ли не с двача) и сильно удивился.
А ты не будешь. Типа чтобы тебе чувствовать себя комфортнее тебе надо находится в среде похожих на тебя людей и просто быть собой.
Навыки коммуникации надо развивать для того чтобы эффективно коммуницировать. Комфортно тебе не будет, но ты научишься.
Здесь есть лёгкие уровни. Лёгкий это в очереди спросить кто крайний и я за вами.
Сложный это увидеть группу росгвардейцев, обратиться к старшему по званию и сказать "Товарищ лейтенант. Считаю своим долгом сообщить что в траве за тем-то кустом лежит подозрительная коробка. Я к ней не приближался и руками не трогал".
Вот это - ёбаные навыки коммуникации нужны. Это качается на групповой терапии разной и на курсах харизмы. Нужна практика
Я не аутист, или, по крайней мере, не проверялся. Но слышал, что много душнят именно аутисты, поэтому спрашиваю тут. Как не душнить? Пример: (a) когда человек говорит слово "объективно" (например, "он объективно неправ"), я хочу его поправить, что невозможно подтвердить объективность и что это слово лучше вообще не использовать. (б) один стример употребил слово "акцентуация" как синоним слова "акцент". Во-первых, это некорректно хотя бы из того, что слово "акцентуация" в русском языке давно занято. Во-вторых, чем ему не понравилось слово "акцент"? Звучит недостаточно умно? Акцент - это музыкальный термин, обозначающий, если мне не изменяет память, выделение ноты. Посредством метафоры это слово крепко обосновалось в русском языке, и даже непосвящённый в музыкальную терминологию знает, что такое акцент. Так зачем усложнять всем (мне) жизнь и говорить "акцентуация"? Это как вместо "приютить кота" сказать "совершить акт приютизации кота". Зачем этот канцелярит?
>>1911855 Просто не душни. Души себя самого. Наступи себе на горло. Бей себя кнутом, гони и наДсмехайся. Или смести фокус на что-то иное. Overthink'ать можно всё,что угодно, не только нормы какие-то условные. Надеюсь ты поДчерпнул для себя что-то адекватное в этой калидори в крации в аканцови.
Ну или ПВП с душнилами устраивай или типа того. Или с чатботом. Ему до фени всё человеческое, прогнётся как надо и всё затерпит. И лексически подкованнее большинства людей. А когда изобретает выродков со странными окончаниями это даже прикольно. Выходит почти творческий ляпсус, как по мне.
Короче, условно для нейротипика ты "душнила" когда ты пытаешься компенсировать свой недостаток реального авторитета(низкий статус) мелкими придирками из слабой пассивно-агрессивной позиции.
На самом деле ты прав и поправлять неправильную речь нормально. Проблема не в тебе, а в нейротипиках, которые считают что поправлять должен не тот кто прав, а у кого челюха шире и тд. Условно в армии старшие по званию занимаются душниловкой 24\7, все эти "можно Машку за ляжку, правильно разрешите" и так далее.
Проблема не в том, что я хочу выставить себя самым умным в комнате, а в том, что меня начинает буквально корежить, когда человек вот так вот ошибается. Будто из аккуратной полочки выпала книга и расшатала другие аккуратные книги.
Ну у тебя чуток прослеживается аутичный тип мышления. Вот этот дискомфорт это прям очень аутична. Нейротипики скорее поправляют в контексте социальных иерархий. Типа филологи говорят кофе "он мой", и любые люди приписывающие себя к "грамонтным". А когда говоришь иначе - чужой. Ты как аутист думаешь чуточку, проверился бы.
А про "душноту" это я про то чтобы ты не интернализировал. Если тебя душнилой называют, то это они считают что лично тебе душнить нельзя. А так-то в целом можно, они сами душнят