Сегодня в НМУ на наших занятиях Шень рассказывал студентам теорию множеств. Студентов, как оказалось, весьма занимают вопросы основания математики. В ходе оживленной дискуссии выяснилось, что студенты не верят в бесконечное. Студенты потебовали у Шеня доказать, что бесконечное пересечение множеств определено. Шень не сразу нашелся, что сказать.
Радикальный финитизм это чрезвычайно... хм... радикально (хотя студенты ничего такого скорее всего в виду не имели). Основания математики вообще не относятся к математике, а лежат где-то в промежутке между философией и метафизикой. Адепты оснований соревнуются друг с другом в скептицизме - наберет больше всех очков тот, кто поставит под сомнение наибольшее количество несомненных доселе научных фактов; и громогласно потребует их обоснования. Самая респектабельная из этих сект называются финитисты, это люди, которые не верят в бесконечное.
Но самые забавные это не финитисты, а ультрафинитисты. Оные не верят в бесконечное, и этим, конечно, никого уже не удивишь; в дополнение к тому, ультрафинитисты не верят в "очень большие числа" - считая (отчасти справедливо), что есть числа, которые чтобы написать на бумаге, не хватит никакой бумаги, а значит, такие числа изучать западло.
Из ультрафинитизма можно получить много полезных следствий, например опровергнуть теорему Геделя о неполноте.
В России ультрафинитистов, кажется, нет, хотя один из основателей секты - известный диссидент Есенин-Вольпин, сын Есенина и внук, видимо, Льва Толстого.