Все мы любим смотреть кино (я надеюсь) и все мы любим обсуждать просмотренные или же любимые фильмы. К сожалению, в большинстве случаев подобные дискуссии сводятся к тому, что собеседники пытаются переубедить друг друга эмоциональностью своего высказывания, не особенно налегая на анализ увиденного. Поэтому, я предлагаю в данном треде задаться одним вопросом, который должен быть основополагающим в процессе анализа кинопроизведения, а именно: "Что такое кино?". Несомненно, подобный вопрос введет в состояние, близкое к параличу, многих, кто считает себя киноманами. В данном треде я предлагаю составить теоретическое основание для молодого кинолюбителя, заняться вопросом киноистории, киноэстетики и философии изображения. Основные цель, которую все мы должны преследовать в данном треде, это:1. Ознакомление с историей теории кино, как основополагающего фактора для восприятия фильма.2. Ознакомление с историей кино, определение влияния киношников друг на друга, изучение развития техники кино.Для облегчения жизни и скорейшего приобщения к миру кинематографа я считаю необходимым выделить произведения, которые помогут вам разобраться в вопросах кино и послужат подспорьем для выработки собственной позиции по отношению к киноискусству. Все эти книги находятся в свободном доступе, часто встречаются в интернете и проблем с их поиском возникнуть не должно, поэтому ссылки не приводятся.1. Жорж Садуль. Всеобщая история кино в 6-ти томах. 2. Сергей Эйзенштейн. Избранные произведения в 6-ти томах.3. Михаил Ромм. Избранные произведения в 3-ех томах. (К сожалению, лично я встречал только первый и третий том, поэтому в придачу к трехтомнику привожу и отдельные работы). Беседы о кинорежиссуре. Вопросы киномонтажа. Построение киномизансцены.4. Андрэ Базен. Что такое кино?5. Робер Брессон. Заметки о кинематографе.6. Юрий Лотман. Семиотика кино и проблемы киноэстетики.7. Луи Деллюк. Фотогения. (В целом, устаревшее исследование, но некоторые моменты актуальны и сейчас).8. Зигфрид Кракауэр. Природа фильма. Реабилитация физической реальности. (Весьма узкое видение кинематографа как искусства, но не без интересных наблюдений).Выше приведенные произведения можно разделить на несколько групп группы: фундаментальные теоретические системы (работы Эйзенштейна и Базена), произведения имеющие важное значение в развитии киномысли (Ромм, Брессон), произведения представляющие интерес воззрениями автора (Деллюк, Кракауэр).Стоит также обратить внимание на работы, которые в силу своего содержания могут быть трудными для понимания неподготовленным читателем. Ниже приведен список.1. Франсуа Трюффо. Трюффо о Трюффо. Фильмы моей жизни.2. Жак Риветт. Статьи и интервью (http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3965879).3. Михаил Ямпольский. Из истории французской киномысли. Немое кино 1911-1933 гг. Память Тиресия. Интертекстуальность и кинематограф. Очерки ранней кинофеноменологии. Жан-Люк Годар, страсть между чёрным и белым.4. Кинокритические статьи Годара, Трюффо, Пазолини.5. Пелешян Артавазд. Мое кино.6. Жиль Делез. Кино.Стоит также указать интернет-ресурсы, знакомство с которыми поможет анону в его начинаниях.1. Журнал "Киноведческие записки" (http://www.kinozapiski.ru/). Полумертвый, с пробелами с содержании номеров, но крайне ценный ресурс.2. Интернет-журнал об авторском кино Сineticle (http://www.cineticle.com/). Для ознакомления с новыми веяниями в современном кино и знакомства к классикой.3. Официальный сайт Джонатана Розенбаума. (http://www.jonathanrosenbaum.com/?cat=5). Хаотическое собрание статей одного из самых оригинальных критиков американского кино. Необходимо знание английского языка, соответственно.Пожалуй, этого должно хватить для начала. Приглашаю всех желающих для интересного общения и совместного кинообразования. Да здравствует кинематограф!-------------------------------6 томов Эйзенштейна:1-ый том. Заметки Э. о своих фильмах. Наиболее интересны краткие статьи о "Стачке".2-ой том. Статьи. Наиболее полезны "Монтаж 1938", "Динамический квадрат", "Монтаж аттракционов".3-ий и 4-ый. Исследовательские работы. Написано много, но важно.5-ый. Куча статей, многие из которых не имеют прямого отношения к кино.6-ой. Сценарии.------------------------Киноэстетика и философия изображения.Киноэстетика - это те особенности фильма, которые делают его искусством и отличают от обычной видеозаписи. Философия изображения - это творческий подход к визуальному материалу, служащему для выражения авторской мысли и позиции. К примеру: что отличает построение кадра и сцены какого-нибудь Тарковского от обычной записи на камеру. ---------------------------Документальные фильмы о кино:История американского кино от Мартина Скорсезе. Мое путешествие по Италии. Письмо к Элиа. Документальные ленты Скорсезе о американском кино (до периода Нового Голливуда), итальянского неореализма (40-60 гг) и часовой фильм пый Элиа Казана, американскому режиссеру классического Голливуда. Первые два интересны для ознакомления с ключевыми именами и фильмами затрагиваемых эпох. По большей части Скорсезе пытается дать краткую историческую справку и высказать свое отношение к показываемому (второе естественно преобладает).Беспечный ездок и бешеный бык, или Как поколение секса, наркотиков и рок-н-ролла спасло Голливуд. Фильм о падение студийной системы к концу 50-ых и об эпохе Нового Голливуда. Ничего особенного опять же нет, но для знакомства с ключевыми персонажами вполне подойдет.Кино Европы: Неизвестный Голливуд. Шестисерийный фильм о периоде европейского немого кино (кроме СССР). Аналогично предыдущим фильмам главный упор делается на краткий обзор ключевых периодов и людей их представляющих. История японского кино от Нагисы Осимы. История английского кино от Стивена Фрирза. История русского кино от Сергея Сельянова. История французского кино от Жан-Люка Годара и цикл История(и) кино Документальные фильмы Годара, но они рассчитаны на людей хорошо ориентирующихся в истории кино, поэтому для новичка могут показаться малопонятными, мягко говоря.Все эти фильмы легко находимы на рутрекере. У Брандлоу (Кино Европы) есть ещё работы о Чарли Чаплине и Бастере Китоне.---------------------------Тред создан в первую очередь для теоретиков и обсуждения подхода к теории именно с точки зрения обычного зрителя. Для практиков существует тред в /diy/: https://2ch.hk/diy/res/121388.html.Первый тред: http://web.archive.org/web/20130520081057/http://2ch.hk/mov/res/3544.htmlПрошлый тред: >>426677 (OP)
>>1081670 (OP)Так, вот это примерно то, что я надумал про список рекомендуемой литературы. Все это очень-очень приблизительно, предварительно и нуждается в ваших дополнениях и комментариях — пожалуйста, если вы знаете какие-то полезные книжки, которые должны бы быть в списке, расскажите о них в треде. Пишу то, что вспомнил — что-то из этого я читал, а о чем-то знаю исключительно понаслышке.Общая теория кино, в чем уверен:1. Кракауэр — "Природа фильма: реабилитация физической реальности".2. Базен — "Что такое кино?".Общая теория кино, хрен-его-знает-надо-это-или-нет:1. Эйзенштейн, Кулешов, Пудовкин, Юткевич, Туровская и т.д. — советская теория и киноведение.2. Ямпольский, Олег Аронсон и т.д. — русскоязычная теория и киноведение.3. Годар, классика "Cahiers" помимо Базена, французская всякая критика и теория — какой-то сборник статей должен быть, но я честно говоря не знаю.4. Лотман — "Семиотика кино и проблемы киноэстетики". Автор интересный, а так не читал.5. Тарковский — лекции, интервью, статьи.6. Феллини, Бергман, Вендерс и т.д. — "авторы" про кино.7. Деллюк, Эпштейн, Балаш и т.д. — всякая древность.8. Делез — "Кино". Пытаюсь иногда начать его читать, но дальше предисловия ни разу не добирался.9. Фрейлих — "Теория кино: от Эйзенштейна до Тарковского". Обзорная какая-то книжка, дают во ВГИКе.Производство фильма: операторская работа, освещение в кино, получение изображения, светочувствительные материалы, монтаж, звукорежиссура и так далее. Здесь я даже не знаю, по каким критериям отбирать книжки — вроде бы их полно, и для профессионала наибольшую ценность будут иметь самые свежие издания (что тоже спорно, конечно). Но наша-то задача — просто получить представление, пусть даже максимально ясное, а в этом случае я даже не знаю. Скажем, насколько сейчас будет интересно и полезно читать Головню и Медынского про операторскую работу? Да и надо ли? Про получение изображения, я думаю, можно указать "Кинофотопроцессы" Иофиса, "Свет и освещение" Килпатрика и "Цвет и контраст" Железнякова — будет ли их кто-то читать? Может лучше просто указать на вот эту http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2350967 раздачу, хоть там и полно мусора? Не знаю.Актеры в кино и в театре, история и теория театра. Здесь не знаю, но было бы неплохо что-то указать по этой теме.История кино. Ну, да, Садуль. Можно лекции какие-то по теме поискать, их много.Музыка в кино. Самому интересно.Теория литературы. Иглтон, Лукач — запомнили. Вообще, тема довольно важная, так что можно и поболее пары книжек привести.Киносценарий. Лоусон, Дж., посмотрим.Еще чего должно быть, но в голову пока не приходит.Обсуждение этого списка:Так, по поводу "хрен-его-знает":1. Некоторые статьи Эйзенштейна вполне можно отобрать. Теории Кулешова и Пудовкина как правило пересказываются или цитируются в большинстве последующей литературы в достаточном объеме (например в "Истории теорий кино" Гвидо Аристарко).2. Разве что отдельные тексты. Тяжеловесные авторы и слишком часто говорят о вещах достаточно специфических.3. Ну да, рецензии Годара и Трюффо разбросаны много где, но я бы таки рекомендовал книжку Хичкок/Трюффо, интересный диалог мастеров.4. Лотмана вообще не люблю, но ниже дали ссылку на его и Цивьяна книжку, она более предпочтительна. 5. 6. - ну да, можно кое-что отобрать7. Достаточно пересказа, полагаю - того же Аристарко.8. Тяжеловат, вряд ли кто будет его читать9. Неплохой сборник (это именно скомпонованный сборник статей разных лет, как и книжка Базена, так что "эклектизм" там в полной мере присутствует), но очень "советский" (много воды и лирических отступлений, а так же оценочных суждений).--------------------------Хочу предложить книжку для знакомства с основами языка кино - Лотман Ю., Цивьян Ю. - "Диалог с экраном", сам сейчас ее читаю. Эта книга может быть определена как букварь киноязыка, первые уроки языка кинематографа. И как всякий букварь состоит из изложения основ азбуки и рассказов для чтения, предполагаемая книга также включает в себя элементы азбуки киноязыка и рассказы из истории кинематографа. Это начальная книга для тех, кто хочет говорить с экраном и понимать его язык. Скачать можно здесь: http://shmsoft.com/totality/Books/Lotman%20-%20Dialog%20s%20ekranom.pdfТакже в FAQ можно добавить сайты о кино, вот начало списка:- http://kinoart.ru/ - журнал "Искусство кино"- http://www.seance.ru/ - журнал "Сеанс"- http://russiancinema.ru/ - энциклопедия отечественного кино- http://kinote.info/ - сам еще толком его не смотрел, недавно в закладки добавил- http://www.cineticle.com/ - об авторском кино- http://knigi-o-kino.livejournal.com/ - ЖЖ о книгах про кино
Годная статья по истории кино для новичков:http://www.krugosvet.ru/enc/teatr-i-kino/kino-istoriya?page=0,0Даёт хорошее представление с чего всё начиналось и куда двигалось. Все основные направления, режиссеры, киноязыковые открытия от рождения до наших дней. must read для новичков. А потом можно браться за литературу из списка выше.
Если у тебя нет сердца, тебе ничего не поможет. Ты либо чувствуешь искусство, либо нет. Все просто. Опыт, безусловно, помогает анализировать и оценивать фильмы, но чтение книг или изучение материала тебе ничего не даст, если ты не чувствуешь.
>>1081701Зачем ты репостишь сюда бывшие посты?
>>1081701Всё так, Мань.Да так в любом деле: или есть у тебя способности и интуитивное понимание предмета, или ничего этого нет. А книжки-хуижки — это всё хуйня.
Так же следует рассказать о годных YouTube и Vimeo каналах.1. Every Frame a PaintingОсновы для новичков. К некоторым видео имеются русские субтитры.https://www.youtube.com/user/everyframeapaintinghttps://vimeo.com/channels/everyframeapainting2. Channel Criswell и Channel Criswell ExtraАнализ и разбор фильмов. Стоит отметить видео о Ясудзиро Одзу, Французской Новой Волне и Стэнли Кубрике.https://www.youtube.com/watch?v=2G7oeyOsfSghttps://www.youtube.com/watch?v=0R7R0JHvvgohttps://www.youtube.com/watch?v=9iQf8Go-PAIChannel Criswell:https://www.youtube.com/channel/UCL5kBJmBUVFLYBDiSiK1VDwChannel Criswell Extra:https://www.youtube.com/channel/UCRW0ycMlJEWKThDgdsM_UGg3. ScriptCastlehttps://www.youtube.com/channel/UCytM45ru7j2ajW8u66Oh6FA4. kogonadahttps://vimeo.com/kogonada5. Criterion Collectionhttps://www.youtube.com/user/criterioncollectionhttps://vimeo.com/criterioncollectionЕщё нашел список из 50-ти каналов. Не всё от сюда смотрел.http://www.cinephiliabeyond.org/top-50-youtube-vimeo-channels-filmmakers-cinephiles/
>>1081734Годный пост же.
>>1081766Забыл добавить MUBIhttps://vimeo.com/mubi
>>1081809>MUBI
>>1081679>5. Тарковский — лекции, интервью, статьи.Фу блядь, фу нахуй.
>>1081762>>1082603Обратно в свой загон, /b/ыдло.
>>1082671Ты сам то Тарковского читал, ебанат? Охуеть же можно с этой каши в голове. Советовать его для знания-понимания кинотеории, это всё равно что советовать "читать Достоевского для того, чтобы понимать людей, обрести душевное равновесие и покой".
>>1081679>>1082603Нет, серьезно, у Тарковского красивые поэтичные фильмы, но как мыслитель он - просто мелкий шизотерик уровня тв3, и как человек та еще мразь. Его интервью, в частности то гламурное французское - это просто ад каннибалов в смысле пафоса, 666 по шкале паолокоэльометра.
>>1082783>как мыслитель он - просто мелкий шизотерик уровня тв3, и как человек та еще мразьДа, согласен, как человек он самодовольный мудак.
Ну что вы, /мов/аны? Годнота не хуже Каркауэра, а то и лучше.
Трэд, живи!
>>1088788Вот поначитаются своей хуиты с водянистыми определениями и растяжимыми как моя мамаша примерами, которые автор сглаживает, выпячивает и вообще трактует как хочет в угоду пафосному тезису-лейтмотиву книги. Делают ваводы из этой хуерги и уже никогда, никогда-никогда не перестают кукарекать. Нет уж, тред умри. Пиздуйте на одну полку с популярной психологией и научпопом, твари.
— Как отличить хорошую картину от плохой?— Все, что нужно, дорогая, — это посмотреть миллион картин, и тогда не ошибешься.Дискас?
>>1088890>оценивать искусство Ну это пиздец, товарищи. Даже детская мазня может считаться искусством, пусть и самым примитивным.
>>1088815
>>1088788Тред скатился. Набежали залётные из /b/ и комикс-тредов, а адекватные аноны ушли.>>1088815Кракауэра нахуй.>>1088890>посмотреть миллион картинЕщё не помешало бы разбираться в теории и истории искусства.
>>1088930> аноны
куплю книгу Зигфрида Кракауэра "Природа фильма", очень нужна именно бумажная.
>>1090392Годная штука? Издание хорошо будет смотреться на полке?
>>1090462нет, в подарок
Один из лучших операторов в истории кинематографа. https://www.youtube.com/watch?v=Vhqukg_XCyw
>>1109894Хаха проиграл когда этот индус вставил Шямалана. Братушки за своих горой!